суббота, 6 марта 2010 г.

Картина МАСЛОМ :))

Дорогие читатели, вчера вы успели насладиться прекрасной открыткой нашего нового дизайнера Ирины Mote. А уже сегодня Ира любезно предоставила свой мастер-класс по раскрашиванию картинки в интереснейшей технике. Ира, большое спасибо!


Слово автору.
Раскрашивание масляными (восковыми) карандашами и мелками – красивейшая техника. Это не значит, что акварельные карандаши и дистресс-чернила хуже выглядят. Совершенно нет. Они просто выглядят ПО-ДРУГОМУ! Другие эффекты достигаются с помощью водорастворимых материалов. Кроме того, конечно есть и ряд технических отличий, и у каждой техники есть свои плюсы и минусы. Но об этом я расскажу в другом посте.

Пока же могу сказать одно неоспоримое преимущество масла над акварелью. Это то, что для растушёвки масляных и восковых карандашей НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ВОДА. А это очень удобно, если вы раскрашиваете рисунок, распечатанный на принтере. Если вы раскрашиваете оттиск традиционного резинового штампа, сделанный архивными алкогольными чернильными подушечками типа SrazOn или Archival Ink от Ranger, то ему вода кнешно не страшна, хоть залейся. А вот если вы хотите раскрашивать картинку, напечатанную на принтере, найденную вами в Интернете, например, существует много картинок аналогичных детским раскраскам, или вы хотите раскрашивать ЦИФРОВЫЕ штампы, которые сейчас очень популярны. То делать это материалами на водной основе тяжеловато. Я это делала, и с успехом. Но все же это трудно, это накладывает определённые требования и к чернилам принтера, они должны быть только фирменные и раскрашивать надо аккуратно и скрупулёзно, стараясь не задевать линии, напечатанные на принтере.

Так вот, масляные и восковые карандаши позволяют избежать всех этих проблем. Поэтому они очень популярны среди дизайнеров раскрашивающих цифровые штампы, наряду с известными маркерами Copics. Но перед Copics у них тоже есть преимущество:))) Это ЦЕНА. Масляные и восковые карандаши дешевле маркеров Copics, при этом дают совершенно не худший результат. А по мне даже и лучший:))) Ну это потому, что лично я больше люблю любые карандаши, чем маркеры:)))

Но приступим к ДЕЛУ:)))) Нам понадобятся: набор карандашей на масляной или восковой основе (на них должно быть написано wax или oil), растворитель для масла (пузырьки), бумажные палочки для растушёвки и наждачная бумага.

Итак карандаши.
Здесь я использовала набор карандашей от американской фирмы Prismacolor на 48 цветов. Как и для всех своих карандашей, я сделала для них палитру. Это очень удобно, ибо вы сразу видите реальный цвет карандаша разной насыщенности, от самого светлого тона, что он может дать, до самого тёмного.

Растворители для масла.
Эти растворители сделаны на основе уайт-спирита. Первый свой растворитель я купила в Америке, вместе с карандашами от Prismacolor. Называется он Gamsol. Предварительно я прочла, что это самый лучший растворитель, который не имеет запаха (а мы знаем как воняет уайт-спирит), и им могут пользоваться даже беременные и дети.

Всё это оказалось правдой. Запаха у него действительно нет. Он находиться в очень удобной упаковке. На пузырёк надет специальный наконечник, который имеет ворсистую структуру и пропитывается растворителем. Таким образом, вам не надо засовывать палочку для растушёвки внутрь флакона, а достаточно прикоснуться ею к этому наконечнику.

Наш аналог Разбавитель от фирмы Сонет, который можно прикупить в наших художественных лавках, он бывает кучи видов. На моём написано слабо пахнущий, но врут:))) Воняет, зараза:)))) Но растушёвывает не хуже, чем американский аналог. Менее удобен, т.к. воняет, и т.к. надо макать палочку для растушёвки во внутрь флакона. Но это я придираюсь:)))

Когда я получила Gamsol, мой муж повертел его в руках, прочитал состав... и сразу сделал предположение, что это ХОРОШО ОЧИЩЕННЫЙ УАЙТ-СПИРИТ. По моей просьбе он зашёл в худ лавку среди рабочей недели, слава богу нарвался на хозяина магазина, а не на продавцов которые ничего не знают, и объяснил ему, шо его полоумной жёнушке нужна штука разбавляющая восковые карандаши, и похоже это уайт-спирит специальный. Хозяин лавки подтвердил енто, и сказал, что т.к. восковые и масляные карандаши это масляная краска в твёрдом виде, то и должны подойти растворители для масла:)))

Бумажный палочки для растушёвки.
Они служат для растушёвки карандаша, растягивания пигмента карандаша по поверхности бумаги. Т.е. это аналоги кисточек, которые используются для водорастворимых материалов. У меня они двух производителей. Те, что белого цвета производства Тайвань, куплены мною в Америке. А те что серые... производителя не знаю, купленные в нашей худ. лавке. У нас они называются растушёвывали для ПАСТЕЛИ.

Как видно на фотографии, палочки имеют разные размеры, под площади, на которых надо проводить растушёвку.

У нас в худ лавке, они тоже продаются разных размеров, но я купила поменьше, №2, они стоят 12 р. палочка.

Американки хвалят именно беленькие тайваньские палочки. Из своего опыта скажу, что в плане растушёвки я разницы между серыми и белыми не увидела. Растушёвывают одинаково хорошо. Но тайваньские более износостойкие, т.к. бумага, из которой они сделаны, спрессована гораздо лучше, чем у серых. И кончики палочек. У серых они быстренько размягчаются и образовывается кАтушек на конце, который надо аккуратно срезать ножницами.

У Тайваньских же палочек такого не бывает.

Наждачная бумага.
Зачем нужна наждачка???? А потому что на палочках для растушёвки остаётся карандашный пигмент. Когда вы рисуете кисточкой, например акварелью, то всегда можете помыть кисть в воде, перед тем как растушёвывать ею другой цвет. С палочками такого не получится:))) Наждачку я беру очень мелкозернистую, номер 500. На иностранных сайтах видела вместо наждачки - ПИЛОЧКИ, как для полировки ногтей. Но мне кажется наждачка более выгодна. Ибо стоит не дорого, и на ней остаётся пигмент, который ничем не уберёшь, запачкалась - выбрасываешь, берёшь другой кусочек.

Стереть карандашный пигмент с палочек ничем нельзя, кроме НАЖДАЧКИ. Т.е. трём палочкой о наждачку, и снимаем ненужный нам пигмент. Но вообще то, идеальный вариант, что каждая палочка для растушёвки используется ТОЛЬКО ДЛЯ ДВУХ ЦВЕТОВ (у каждой палочки два заострённых конца). Ибо недостаток палочек в том, что они стираются, и если вы будете тереть их об наждачку слишком часто, то и сотрутся они быстро.

Вот и первый недостаток «масляной техники», относительно «акварели». Для масляной техники вам понадобиться достаточно много палочек для растушёвки, каждая стоит минимум 12 р., а ещё изнашивается, и надо периодически покупать новые. Для «акварели» же вам необходимо купить 3-4 ХОРОШИЕ кисти разных размеров, и вам их хватит очень надолго.

Бумага.
Бумага для «масляной техники» должна быть ПЛОТНАЯ (тяжёлая), ГЛЯНЦЕВАЯ, т.е. ГЛАДКАЯ, без фактуры и пор. Если в «акварельной технике», чем выраженнее фактура у бумаги, тем лучше и разные эффекты достигаются с помощью фактуры бумаги. То для «Масла», чем бумага глаже, тем лучше растушёвывается и растягивается пигмент карандаша.
Я покупаю листы ватмана ДЛЯ ЧЕРЧЕНИЯ формата А4. Очень гладкая и плотная бумага. В супермаркете Зебра она продаётся по 1 р. 90 коп. за лист, а в худ лавке по 2 р. за лист.

Про материалы написала, теперь перехожу на описание техники.

Печатаем понравившийся нам рисунок на принтере

Я всегда начинаю раскрашивания с ЛИЦА, ну если это лицо есть:)))) Это более психологический мой момент. Ибо лицо должно быть хорошо раскрашено. В противном случае, рисунок я считаю неудачным. Но и с технологической точки зрения лучше начинать раскрашивать участки с более светлыми цветами, чтобы во время растушёвки не прихватить случайно тёмно-синий цвет, например со штанов, на розовую кофточку, тем самым испачкав её:))))

Итак лицо, я закрашиваю всю поверхность лица, самым светлым карандашом телесного цвета, с минимальным надавливанием. Это основа моей технологии, хоть с маслом, хоть с акварелью. Сначала я наношу самый светлый оттенок на всю поверхность. Вообще если смотреть уроки на Ютуб, там предпочитают делать несколько иначе... но я расскажу об этом в следующий раз.
Обмакиваем палочку для растушёвки в наш растворитель, палочка должна пропитаться только на заточенном кончике, не допускайте пропитывания выше. Во-первых, это вам не нужно для раскрашивания, т.к. вы растушёвываете только заострённой поверхностью палочки. Во-вторых, расход вашего растворителя значительно увеличится.

Растушёвываем палочкой наш нанесённый карандашный пигмент. Делаем это КРУГОВЫМИ движениями, макая палочку в растворитель по мере необходимости. Растушёвываем не только кончиком палочки, а всей заострённой поверхностью. Это очень удобно и правильно.

Беру более тёмный оттенок телесного цвета и наношу его на предполагаемые области теней. Вы должны изначально представить мнимый источник света, свет от которого падает на ваш объект. В данном случае тень у меня находится в районе волос девочки.
И опять растушёвываем, можно и тем же самым кончиком палочки, ибо эти два оттенка очень близкие.

Для заглубления теней я беру один из коричневых карандашей, и совсем немного наношу его под волосы.
И опять растушёвка.

Добавляем румянец и цвет губкам. Т.к. это нужно сделать очень нежно, то я пользуюсь таким приёмом. Беру палочку, которой я ранее уже красила красный цвет, на ней осталось полно пигмента, и даже не окуная в растворитель, аккуратно наношу ею румянец и подкрашиваю губки. Это позволяет мне гораздо лучше контролировать яркий красный цвет.

Аналогично раскрашиваю и другие открытые участки кожи - руки.

Переходим к волосам. Здесь я делаю немного иначе. Беру сразу два оттенка, светлый и тёмный и наношу их один поверх другого. Светлый снизу, а тёмный поверх. Наношу их, как вы видите, в самые тёмные места по моему разумению, а там где светленько должно быть, вообще практически ничего не наношу. Я так предпочитаю делать на волосах и на маленьких участочках для раскрашивания.))))

И растушёвка. Круговыми движениями. При этом я совсем чуть растягиваю пигмент на незакрашенные ранее участки (как бы блики от света на волосах). При смешивании двух цветов у меня получился промежуточный оттенок:)))

Для придания ГЛУБИНЫ ТЕНЯМ, беру очень тёмно-коричневый карандаш и наношу его чуть на теневые участки.

Делать это надо осторожно, знать меру. Ибо основное моё правило ТЁМНЫЙ ЦВЕТ ВСЕГДА МОЖНО ДОБАВИТЬ, А ВОТ УБРАТЬ... ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ. Лучше добавить тёмные тени в несколько присестов, чем затемнить более того, что тебе нужно.

Растушёвываю очень аккуратно, чтобы сильный пигмент тёмного цвета не поглотил наши более светлые нижние слои, чтобы сохранить гладкие переходы от светлого к тёмному. Для этого конец палочки для растушёвки, на котором бОльшее количество тёмного пигмента, надо держать в сторону наибольшей глубины тени. А переходы тушевать именно поверхностью конуса (ведь заострённый конец палочки это конус), на котором практически нет тёмного пигмента.

Вот что получилось после растушёвки.

Совет, для масляных карандашей возможна некоторая корректировка с помощью стирательной резинки. Например, вы чуть залезли за контур, или вам надо подсветлить светлые участки. Возможности резинки не безграничны, но до определённой степени она вам поможет.

Раскрашиваем мишку. Сначала заштриховываю всю поверхность мишки самым светлым цветом.

Сразу же добавляю более тёмный цвет, избегая тех участков, где будут у нас световые пятна. Не забываем, что, смешивая цвета, мы добиваемся более интересных цветовых решений.

И растушёвываем опять таки круговыми движениями, от СВЕТЛОГО К ТЁМНОМУ, т.е. не забываем про наши световые пятна.
Хотя я и использую для каждого цвета свой конец палочки, но на палочке может накопиться многовато пигмента.

А вам надо растушевать светлое пятно на пузике например. Поэтому можно снять с палочки лишний пигмент с помощью наждачки. Концом палочки НЕ елозим по наждачке туда-сюда. Движения только сверху вниз. Бережём кончик палочки.

Растушевали.

Добавили ещё более тёмный коричневый цвет, там, где планируем тени.

Растушевали. Но тени ещё мало выразительны.

Берём совсем тёмно коричневый цвет, и наносим его в места самых глубоких теней.

Растушевали. Очень стараемся не сильно растягивать этот тёмно-коричневый, ибо чем темнее карандаш, тем ярче и насыщеннее его пигмент, и тем легче его растянуть по поверхности. Но нам затемнение нужно только в ограниченных областях.

Здесь я постаралась сфотографировать, как держу палочку, так удобно работать всей поверхностью заострённого конуса, позволяя сохранять насыщенный пигмент на самом его кончике, а остальной поверхностью конуса, обеспечивать плавный переход к более светлым оттенкам. Конечно, я рисую иногда и самым кончиком, ну на маленьких площадях, в уголках там разных:)))

Но и тут я с тенями не угомонилась. В самых тёмных местах я добавила ещё и чёрного цвету:)))

Растушёвываем, практически не растаскивая чёрный цвет с тех мест, куда мы их нанесли:)))
Ну вот и всё, теперь я угомонилась и довольна:))))

Раскрашиваем повязочку на голове у девочки. Наносим красный цвет в самые уголки. Ибо поверхность небольшая, и здесь лучше растягивать немного пигмента на световые пятна. Так легче.

Растушевали

Для обогащения цвета добавляем малиновый по краям.

Растушёвываем.
Я немного пропустила этот момент в процессе фотографирования МК, но незакрашенные полоски на повязочке раскрашиваем другим цветом совершенно аналогично.

Раскрашиваем кофточку. Светло-розовым покрываем всю поверхность кофточки.

Растушёвываем.

Далее технология аналогичная как я описывала на мишке.

Не бойтесь добавлять не только более тёмные оттенки одной цветовой группы, а и другие цвета. Например, для придания красоты и богатства теням, я к розовым добавила тёмно-фиолетовый почти синий. При смешении получился сложный цвет и красивая тень.

Раскрашиваем брюки.

Вот наша девочки и готова:)))

Теперь нам надо придать объём рисунку. Существует несколько приёмов. Например, добавляются тени вокруг объекта. Но в данном случае, мне захотелось весны и солнца, и я решила вывести девочку погулять на лужок:))))
Для этого берём зелёный карандаши и рисуем наш предполагаемый лужок. Хочу обратить внимание, что особенно когда вы закрашиваете большие поверхности, не жмите сильно на грифель карандаща, избегайте резких штрихов. Некоторые цвета и пигменты растушёвываются похуже остальных. Поэтому при растушёвке, могут сохраниться грубые штрихи, что ни есть хорошо:)))

Растушевали. Растянули пигмет, плавно сводя его на нет, к незакрашенным участкам, но сохраняя при это форму луга:)))

И опять пошла работа с ТЕНЯМИ:))))

Удобно держать под рукой большую беличью кисть. И не только для восковых карандашей. Ей удобно убирать катушки от стирательной резинки, малюсенькие крошечки грифеля карандаша. В общем, удобно ей смахивать ненужный мусор с рисунка, или со скраповой странички)))

Нарисовав основу луга, мы берём те же карандаши, трёх цветов, и с помощью них рисуем травку-муравку.

Рисовать удобнее всего, начиная от корней травки к концу листика, движение снизу вверх. Так красивее смотрятся кончики травинок:)))

Теперь небо. Его я предпочла сделать с помощью чернильной подушечки и аппликатора от Тима Хольца.

Ну вот и сказочке конец, а хто слушал молодец:)))))
Я решила сделать фото, аналогичное как делают мастерицы, которые раскрашивают маркерами Copics, свои картинки.
На этом фото видны все карандаши, что я использовала для проекта.

А это палочки, которые я так же использовала.
Не мало:))))

Надеюсь мой МК поможет вам освоить эту красивую технику. К сожалению, о которой так мало знают даже в наших художественных магазинах:))) Надеюсь увидеть в ваших блогах раскрашки в этой же технике.

36 комментариев:

  1. Очень интересно!
    Спасибо за подробнейший МК!
    Может быть,доведется попробовать когда-нибудь.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо!!!!!!!!!!!1Так не хватает знания и умения в этом важном деле!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо большое, очень интересно и очень красиво!

    ОтветитьУдалить
  4. здорово!!! я бы и сама пораскрашивала такими штуками!!1

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо большое :)
    бум пробовать.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за чудесный МК. Очень доступно, буду пробовать :)

    ОтветитьУдалить
  7. Огромное спасибо! Целый мир открылся!!! :)

    ОтветитьУдалить
  8. Очень красивая работа и очень интересный МК! Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. Техника оооч интересная - прямо ручки зачесались попробовать, но и сам МК невероятно красивый - и фотографии и описания - все как всегда на высоте, подробно и качественно! )))
    Спасибки =)))

    ОтветитьУдалить
  10. Какой замечательный МК, с хорошими фото и описанием. Спасибо огромное!!! С удовольствием почитала!

    ОтветитьУдалить
  11. просто потрясающе! спасибо большое за этот мастер-класс! очень хочется скорее попробовать эту технику :)

    ОтветитьУдалить
  12. Замечательный МК! Очень подробный и интересный! Спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
  13. Очень интересный и полезный МК. Я даже понятия не имела, что такими карандашами нужно так рисовать.

    ОтветитьУдалить
  14. спасибо, очень полезный МК

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо большое за чудесный МК!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  16. Ирина, слов нет, как красиво! Всегда любуюсь твоими картинками)

    ОтветитьУдалить
  17. спасибо большое за такой чУдный мк!!!

    ОтветитьУдалить
  18. Шикарный МК. Сама нивжисть не возьмусь, конечно, но автору респект и уважуха!

    ОтветитьУдалить
  19. Ира, спасибо огромное! Очень интересный, познавательный, подробный МК.

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо, очень интересно и полезно. Сама я пока даже за карандаши не берусь)

    ОтветитьУдалить
  21. присоединяюсь к дружному хору восхищения.
    Хотя такая техника мне не близка, описано так, что хочется немедленно все бросить и заняться раскрашиванием.

    ОтветитьУдалить
  22. Замечательный МК, а главное полезный. Спасибо огромное

    ОтветитьУдалить
  23. Мне очень нравятся работы Ирины! Спасибо ей большое, что поделилась своими знаниями. Замечательный МК!

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо, очень подробно всё написано и показано, для меня этот МК просто находка!!

    ОтветитьУдалить
  25. Обалдеть!!! Такая кропотливая работа. Очень интересно было читать такой подробный МК.

    ОтветитьУдалить
  26. Спасибо,огромная работа проделана!!! Ирина, низкий вам поклон.

    ОтветитьУдалить
  27. просто спасибо! Для меня очень полезно и познавательно

    ОтветитьУдалить
  28. очень познавательно
    спасибо

    ОтветитьУдалить
  29. Спасибо большое за прекрасный урок! Будем тренироваться!

    ОтветитьУдалить
  30. Чудеснейший урок))) Спасибо огромное)))))

    ОтветитьУдалить
  31. спасибо большое!!! такие яркие цвета получились, а тени и всякие такие приемчики меня просто восхищают!

    ОтветитьУдалить
  32. Спасибо за такой подробный и блестящий МК!Захотелось попробовать теперь и такими карандашами поработать!

    ОтветитьУдалить
  33. Потрясающий МК!!! Спасибо огромное,Ирина!

    ОтветитьУдалить
  34. Ирина, потрясающий мастер класс, ничего более подробного никогда не видела!!! Если честно, то когда на выставке вы рассказывали нам с Олесей про некоторые детальки раскрашивания масляными карандашами - я почти ничего не понимала в этом, но сейчаааааас! Спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
  35. Спасибо большое за этот МК. До этого я не знала о пастели и как ею пользоваться. Села, попробовала - и мне так понравилось раскрашивать. И получается!

    ОтветитьУдалить
  36. Спасибо за мк!!! Очень познавательно! Правда я купила акварельные карандаши,учусь с ними.

    ОтветитьУдалить